Логотип ТеннисКлуб.ру
 
 
  клубы
  корты
  магазины
  турниры
  рейтинги
  рекорды
  галерея
  история
  правила
  школа
  словарь
  книги
  фильмы
  программы
  ссылки

 

 

Подача и прием подачи

Подача и прием подачи являются двумя наиболее важными теннисными ударами. Успех таких игроков, как Пит Сампрас, Рихард Крайчек, Марк Филиппуссис, Грег Руседски, Винус Уильяме, а также Линдсей Дэвенпорт, обеспечен по крайней мере частично их мощными подачами. Несмотря на то, что качество поверхностей различных кортов приводит обычно к снижению результативности таких подач, некоторые наиболее известные мастера ракетки — Андре Агасси, Густаво Куэртен, Мартина Хингис, а также Моника Селеш - выработали такие приемы подачи противника, что их удары вполне могут считаться грозным оружием.
В данной главе представлены результаты недавно завершенных научных исследований двух этих видов ударов. Изложение материала сопровождается последовательно весьма выразительными фотографиями, которые предназначены для того, чтобы проиллюстрировать лучшие образцы игры в теннис, чтобы вы смогли в дальнейшем использовать их в своей игре.

Подача

Не существует какой-либо единой техники выполнения подачи. Это может быть наглядно продемонстрировано на примере игры мастеров высшего класса. Однако существуют вполне конкретные основы, фундаментальные технические приемы, которые обязательно должны быть включены в процесс выполнения современной мощной подачи.
Здесь показана кинограмма подачи Пита Сампраса, которая демонстрирует ключевые особенности движений, конечным результатом которых является подача. Критически важные, с биомеханической точки зрения, факторы, являющиеся составной частью успешной подачи, обсуждаются со ссылками на эту кинограмму. Общий подход к анализу предлагаемого материала может быть применен к анализу плоской подачи, резаной подачи, а также крученой подачи.

Анализ предварительных движений
1. На рисунке а Сампрас находится в стартовой позиции сразу после окончания характерного ритуала при подготовке к подаче. На данном этапе он решает вопрос о том, куда направить мяч при подаче и как выиграть очко.
• Мышцы лица спортсмена расслаблены, что обычно указывает на то, что и все остальные мышцы его тела также расслаблены. Это обстоятельство имеет важное значение для определения тайминга максимальной силы удара, а также для предотвращения травм.
• Вес тела перенесен в основном на стоящую сзади ногу, и он начинает подбрасывать мяч.
• Носок ноги, которая расположена впереди, расположен под углом к задней линии. Это облегчает вращение бедер и плеч. Сампрас еще больше повернет носок этой ноги, когда он начнет разворот туловища. Фактически все выдающиеся специалисты по выполнению подач начинают подачу при расположении носка ноги в сторону боковой линии либо под углом к задней линии. Затем, в процессе вращения бедер и плеч, они обычно поворачивают носок ноги (как правило, относительно пятки, которая служит центром вращения). В том случае, если указанные действия не происходят, теннисисту бывает очень трудно развить нужный момент количества вращательного движения. Это может привести к перенапряжению коленного сустава ноги, находящейся впереди.

подача Пита Сампраса


Исследования показали, что первоначальное распределение веса тела спортсмена является индивидуальной характеристикой. Однако независимо от того, как распределен вес в начальный момент времени, центр тяжести тела всегда будет перемещаться вперед. Так, чтобы в момент удара он был впереди носка ноги, выдвинутой вперед, независимо от предварительныых движений.

2. Различия в стартовых позициях при подаче зависят от индивидуального игрового стиля.

Подброс мяча и элементы траектории движения ноги
1. Мяч следует вводить в игру путем не очень сильного подброса в воздух по принципу «вперед и вверх», как изображено на рисунках, или же с использованием «вращения».
• Обратите внимание, как спортсмен удерживает мяч пальцами руки (рисунок б). Его ладонь обращена прямо к небу, в то время как рука поднимается. Оба этих обстоятельства позволяют ограничить вращение мяча и лучше управлять подбросом мяча.
• Рука, подбрасывающая мяч, поднимается сбоку от тела спортсмена и одновременно помогает туловищу совершать вращательное движение. Сампрас совершает это движение очень эффективно.
• По мере движения руки по восходящей траектории вес тела начинает перемещаться вперед.
• Следует обратить внимание на разворот бедер и плеч.

Анализ действий теннисистов на Олимпиаде в Атланте показал, что подбрасывание мяча должно происходить таким образом, чтобы в момент соприкосновения с ним струнной поверхности он находился впереди немного слева от ноги, выдвинутой вперед (Чоу и др., 1999). Индивидуальные предпочтения теннисиста, а также особенности применяемой спортсменом подачи приводят к тому, что данное положение мяча меняется - слегка левее или слегка правее по отношению к ноге, выдвинутой вперед.
2. Некоторые теннисисты начинают данную стадию подбрасывания мяча быстрее, чем Сампрас. Они могут уже начать подъем головки ракетки, в то время как Сампрас все еще держит свою ракетку так, что ее головка направлена к земле. Это от
ражает индивидуальные особенности ритма подачи, тайминга, а также индивидуального стиля.
• Струнная поверхность ракетки должна оставаться перпендикулярной (закрытой) по отношению к поверхности земли на протяжении данной стадии замаха. Это позволяет сохранить расслабленное состояние мышц плеча. Наиболее распространенной
ошибкой в этом случае является поворот струнной поверхности головки ракетки в открытое положение на стадии замаха. Это очень часто приводит к слишком низкому расположению локтя при ускорении ракетки по восходящей траектории.
• На рисунке б показано, что Сампрас почти полностью выпрямил перед собой руку с мячом. Его плечи слегка наклонены и повернуты, а вес тела перенесен вперед.
3. Сампрас довольно сильно согнул ногу в коленном суставе (смотри рисунок в).
Кроме того, его бедра и плечи хорошо развернуты. Обратите внимание на то, что Сампрас подает в первое поле подачи. Расположение его локтя, при котором плечи и предплечье ведущей руки находятся практически на одной линии, находит
ся в полном согласии с требованием оптимальности.
4. С целью резкого движения вверх и вперед Сампрас использует отталкивание от ставленной назад ногой. Данное движение отставленной назад ногой, как было указано ранее, в значительной степени обусловлено особенностями индивидуального стиля конкретного теннисиста.
Исследования показали, что теннисисты могут использовать 2 способа толчка: толчок ногами вверх или отталкивание отставленной назад ногой. 1-й способ позволяет развить гораздо большую вертикально направленную силу, в результате чего точка контакта с мячом будет выше, чем при 2-м способе. Траектория движения ракетки при этом будет больше направлена в сторону, чем при 2-м способе. При 2-м способе отталкивания (отставленной назад ногой) достигается более высокая горизонтальная составляющая скорости, поэтому этот способ способствует быстрому выходу к сетке (Эллиотт и Вуд, 1983). Теннисисты могут сохранить свой стиль подачи либо выбирать что-то промежуточное между этими способами.
Сила, которая возникает на стадии «толчка ногой» должна быть достаточной, чтобы тело спортсмена могло оторваться от поверхности земли для успешного завершения удара по мячу (Эллиотт, Марш и Блэнксби, 1986). Толчок ногой совместно с вращением туловища неудержимо влечет ракетку за спину и вниз.

Замах

Теперь Сампрас принял «силовую позицию» в процессе подачи (рисунок г). Он запасает упругую энергию в основных группах мышц плеча (за счет хорошего толчка ногой и вращения туловища) перед тем, как взрывным движением послать мяч в цель. В том случае, если игрокам удается принять хорошее силовое положение, оно становится превосходной основой для результативной подачи.
• Обратите внимание на то, что в самом начале взрывного вертикального с незначительным наклоном вперед движения голова Сампраса приподнята, лицо обращено вверх.
• Одновременно с толчком ногами вперед ракетка заметно опускается за спиной спортсмена, что позволяет развить значительно большую силу.
• Струнная плоскость ракетки почти перпендикулярна поверхности земли, что позволяет обеспечить довольно длинный путь разгона.
• Обратите внимание на то, что головка ракетки во всех случаях находится далеко от плеч. Данное обстоятельство является критически важным, с точки зрения обеспечения максимально возможного расстояния, на которое перемещается ракетка до момента удара по мячу (кроме того, это позволяет поставить соответст вующие мышцы «на взвод»). Данная техника выполнения подачи кардинально отличается от старой теории, согласно которой необходимо «почесать спину» ракет
кой. В последнем случае ракетка находится очень близко к плечам.
Исследования показали, что толчок ногой и вращение корпуса создают не совпадающее с направлением подачи внешнее вращение плечевого сустава. Для того чтобы остановить данное вращение, напрягаются соответствующие мышцы, которые обеспечивают запасание энергии, которая используется на стадии ускорения при выполнении подачи.
Исследования также помогли выяснить, что данный процесс запасания энергии дает возможность дополнительно повысить скорость бьющей руки на 15 — 20 процентов, если только нет никакой паузы или существует минимальная (до 200 миллисекунд) пауза между движениями ракетки сначала назад, а потом вперед (Эллиотт, Бакстер и Бизье, 1999).
Именно в этой фазе суставы плеча и локтя подвергаются самым большим нагрузкам (Ноффалл и Эллиотт, 1998). Следовательно, тренировка мышц, в особенности мышц плечевого пояса, представляет собой фактор определяющей важности, с точки зрения возможности выполнения мощных подач, при которых тело спортсмена не подвергается нежелательной нагрузке. Главные мышцы области плеча, которые отвечают за процесс внутреннего вращения плечевого сустава, — это мышца верхней области спины (latissimus dorsi), главная мышца груди (pectoralis major), а также подлопаточная мышца (subscapularis).

От замаха до точки контакта
1. Ключ к результативности подачи — это ее ритм. Другими словами, некоторая последовательность согласованных движений спортсмена позволяет ракетке развить достаточную скорость (смотри, например, последовательность движений, перечисленных в следующем далее разделе книги, посвященном механике теннисного удара), нужную высоту точки контакта с мячом, а также правильную траекторию движения ракетки.
• Точка контакта струнной поверхности с мячом расположена слегка справа относительно головы (обратите внимание на взаимную пространственную ориентацию
головы и плеча теннисиста на рисунке д). Не забывайте о том, что обычно точка контакта должна быть расположена на одной линии с выдвинутой вперед ногой при выполнении всех вариантов первых и вторых подач. На самом деле точка контакта часто бывает расположена иначе, что зависит от стиля выполнения подачи и ее технических характеристик.
• Вертикальная толчковая тяга, которую создают ноги Сампраса, слегка оторвала их от поверхности земли в тот момент, когда он полностью распрямил туловище в верхней точке маха (профессиональные теннисисты не делают преднамеренных
прыжков на данной стадии удара).
• Обратите внимание, что ориентация плеч ближе к вертикальной, нежели к горизонтальной линии.
Исследование показало, что скорость вращения бьющей руки, а также высота точки контакта с мячом имеют большой разброс, если сравнивать игру мастеров высшего и среднего уровня (Бартлетт, Пиллер и Миллер, 1995). Соблюдение правильного ритма -ключ к выполнению результативной подачи.
Последовательность действий, которая помогает добиться успеха, следующая:
• толчок ногами;
• вращение туловища (дает вклад в скорость ракетки в момент контакта с мячом
приблизительно в 10 - 20 процентов);
• подъем плеча вверх;
• выпрямление предплечья, вращение плечевого сустава (дает вклад в скорость ракетки в момент контакта с мячом приблизительно в 40 процентов), а также пронация предплечья;
• сгиб руки (дает вклад в скорость ракетки приблизительно в 30 процентов).
Недавно завершенные исследования подтвердили достаточно устоявшуюся точку зрения, которую чаще всего поддерживают тренеры в отношении роли вращения туловища, которую оно выполняет в процессе подачи мяча (Байямонде, 2000). Вращение туловища было изучено в трехмерной проекции в моменты времени, предшествующие контакту струнной поверхности ракетки с мячом.
• Небольшое вращение относительно продольной оси тела спортсмена способству
ет ведению ракетки вперед после замаха.
• Вращение одного плеча относительно другого (как при выполнении «колеса») создает соответствующий момент количества движения и подготавливает тело
спортсмена к удару.
• Вращение вперед (как при кувырке вперед) позволяет игроку создать момент количества, который передается от туловища к бьющей руке и затем - к ракетке.
• Левая рука активно опускается вниз и слегка прижимается в области между животом и грудной клеткой. Это помогает замедлить движение туловища, что в свою
очередь придает дополнительную резкость («удар хлыстом») в самый заключительный момент удара. Это позволяет передать момент количества движения от крупных мышц туловища относительно более мелким мышцам руки и ракетке.
Угол между линией плеча и туловища, равный приблизительно 100 градусам, позволяет снизить нагрузку на плечо (Ноффалл и Эллиотт, 1998). Кроме того, это позволяет сделать так, чтобы внутреннее вращение плечевого сустава было в максимальной степени полезным, с точки зрения увеличения скорости.
Это дает вклад в скорость ракетки в момент контакта с мячом приблизительно в 40 процентов (Эллиотт, Маршалл и Ноффалл, 1995).
Теннисисты, сохраняющие положение плеч, которое является относительно параллельным плоскости корта в момент удара, должны снизить точку контакта, чтобы получить максимум выгоды за счет работы мышц, отвечающих за внутреннее вращение туловища и плеча. Особенностью техники, которую использует Сампрас, является расположение линии плеч под углом к плоскости корта для обеспечения последующего удара по мячу. Мяч располагается приблизительно на одной линии с отставленной вперед ногой таким образом, что ведущая рука и ракетка не находятся на одной прямой. Таким способом удается достичь достаточной высоты точки контакта и не утратить результата внутреннего вращения плечевого сустава в момент, предшествующий удару.
2. Ударное действие ракеткой вверх и вперед является неотъемлемым атрибутом результативной подачи.
Высокоскоростная съемка данного процесса и последующая демонстрация видеофильма показали, что лучшие игроки наносят удар по мячу после того, как он начнет опускаться. Реальное снижение мяча до точки его контакта со струнной поверхностью ракетки составляет от 2,5 до 20 сантиметров. Броуди (1987) сообщил о том, что желательно выполнять удар так, чтобы данная точка контакта располагалась на несколько сантиметров ниже точки максимального подброса мяча. Отсюда следует, что с целью обеспечения успеха такого удара мяч должен быть подброшен на высоту, весьма мало отличающуюся от высоты верхней части обода ракетки в наивысшей точке маха, при максимально доступном выпрямлении ведущей руки.
Существует весьма заметная корреляция между высотой точки контакта струнной поверхности ракетки с мячом и вероятностью успеха. Если подача выполняется так, что мяч летит со скоростью 145 км/ч, то увеличение высоты точки контакта приблизительно с 2,16 метра до приблизительно 2,68 метра удвоит ваши шансы на успех (Броуди, 1987).
3. При выполнении резаной подачи пронация (вращение) предплечья перед самым ударом замедляется. При этом струнная поверхность ракетки располагается слегка под углом. Это позволяет осуществить в некоторой степени нецентральный удар по мячу. В том случае, когда удар мяча приходится «на два часа» (имеется в виду аналогия между проекцией мяча на сетчатку и прекцией круглого циферблата часов), ему придается некоторое комбинированное вращение. Таким способом при подаче мяча удается выполнить весьма эффективный слайс.

Проводка при подаче
1. На ранней стадии проводки мяча при подаче обязательно будет наблюдаться продолжающееся внутреннее вращение плечевого сустава и пронация предплечья.
• Оба этих действия важны для снижения излишней нагрузки на мышцы и суста вы плеча и локтя. Вращение является продолжением мощного предыдущего действия, необходимым для того, чтобы придать ракетке высокую скорость. Пронация обеспечивает правильную ориентацию ракетки в момент удара.
• По всей вероятности, было бы лучше всего с самого начала правильно расположить туловище по отношению к предполагаемой точке контакта. Это позволило бы выполнять действия, обсуждаемые в данном разделе, естественным образом.
2. Взрывное движение в вертикальном направлении и движение туловища, которое передается плечам (аналогия поясненного чуть ранее кувыркания «колесом»), в сочетании с подбросом мяча впереди туловища выбрасывает Сампраса вперед, так
что он приземляется на свою левую ступню (на ступню выдвинутой ранее вперед ноги). Это изображено на рисунке е. Данные, полученные при изучении подачи на мужских и женских профессиональных турнирах, показали, что почти 95
процентов теннисистов приземляются именно на ногу, выдвинутую перед началом удара вперед (левую ногу в случае теннисиста с ведущей правой рукой), независимо от характера выполнения движений в процессе подачи.
• Сампрас приземляется на ногу, выдвинутую ранее вперед, сохраняя превосходный баланс, что позволяет ему совершать рывок по направлению к сетке.
• Приземление спортсмена на левую ногу служит индикатором того, что в процессе подачи был создан максимальный момент количества движения в вертикальном направлении, в то время как «отдача» другой ногой назад создает силу реакции, необходимую для поддержания динамического баланса на данной стадии
движения.

Прием подачи

Прием подачи, как и другие комплекты тенниса, за последние 20 лет изменился почти до неузнаваемости. В значительной мере эволюция форхенда при приеме подачи противника была обусловлена увеличением скорости подачи в современном теннисе. С тактической точки зрения, форхенд всегда использовался как средство атаки, в особенности после второй подачи. Основная стратегия игры не претерпела изменений. Однако прием подачи бекхендом был усовершенствован настолько сильно, что ответ справа, как это ни покажется странным, уже больше не представляется единственным грозным оружием, каким он был совсем недавно.

Прием подачи форхендом
Развитие приема подачи форхендом характерно тем, что изменения в технике выполнения этого удара шло одновременно с изменениями техники выполнения плоского удара справа. Как мы уже упоминали, основным фактором, повлиявшим на развитие приема подачи форхендом, оказалось сокращение времени для подготовки к удару. В настоящее время атрибутами этого удара служат более открытая стойка, более ярко выраженное вращение корпуса и плеча, а также согласованное использование отдельных сегментов руки. С целью иллюстрации наиболее ярких особенностей этого удара мы выбрали Андре Агасси, о котором часто говорят, что он обладает самым лучшим в мире приемом подачи.

Подготовительные движения
1. Агасси находится в процессе приземления после выполнения разножки. Верхняя часть его тела слегка наклонена вперед (смотри рисунок а).
• Разножка используется для запасания энергии мышцами бедер. Поэтому движение по направлению к мячу может быть значительно усилено. Сразу после того как было принято соответствующее решение относительно характера и направле
ния движения, ноги сгибаются в коленных суставах, и тело ускоряется в нужную сторону. Именно сокращение мускулатуры бедер останавливает нисходящее движение и позволяет запасти упругую энергию, которая сразу после этого позволит
неудержимо устремиться к мячу.
• Агасси занял позицию с достаточно широким разведением ног и относительно низким положением туловища.
• Он применяет хватку ракетки для удара справа.
2. Обратите внимание на то, что позиция Агасси на корте говорит о том, что он принимает первую подачу. Исследование показало, что самые лучшие ответы на подачу противника непосредственно связаны с разножкой как раз перед выполнением ответного удара (Хеннеманн и Келлер, 1983).

Замах
1. Агасси начал разворот туловища и предварительную подготовку ракетки (смотри рисунок б).
• Ступня его правой ноги слегка развернута в направлении, в котором спортсмен собирается перемещать центр тяжести тела.
• По мере того как он поворачивает верхнюю часть своего тела, его левая рука движется поперек туловища. Это движение обеспечивает нужный разворот плеча и помогает мышцам плеча и спины запасти энергию. Данное движение является
ключевым для ранней подготовки удара.
2. Агасси переходит в «полностью заряженное для удара» положение, в котором энергия запасена в определенных группах крупных мышц (в ногах, бедрах, спине, а также в плече). Смотри рисунок в.
• Его быстрое смещение в данную позицию позволяет сделать более короткий замах ракеткой. Этот замах существенно короче, чем тот, который используется при ударе с отскока. Большая часть скорости мяча после удара обеспечена за счет скорости приходящего мяча.

Андре Агасси принимает подачу

 


Проведенные в процессе исследований измерения показали, что непрерывное получение информации о времени до контакта является критически важным для достижения успеха. Альбернети (1990) особо подчеркивает необходимость сосредоточить внимание на решающих периодах времени в процессе соприкосновения струнной поверхности ракетки с мячом (от 160 до 180 миллисекунд до и 80 миллисекунд после контакта).
Поэтому техника выполнения этого теннисного удара, которая учитывает информацию до и после контакта с мячом, является важной для правильного приема подачи противника. Эту технику следует как можно чаще практиковать.
Гроппель (1992) выявил общую закономерность, которой следуют лучшие теннисисты при выполнении приема подачи противника:
• Ранняя подготовка (основанная преимущественно на личных предпочтениях).
• Изменение положения центра тяжести или разгрузка.
• Поворот туловища.
• Движение ногами.
3. Агасси демонстрирует превосходное положение верхней части своего тела. Обратите внимание на его открытую стойку, хорошо выраженный разворот плеча, а также низкое расположение центра тяжести. Проведенные ранее исследования показали, что плечевой сустав нагружается одинаково как в открытой, так и в полуоткрытой стойке (Байямонде и Кнудсон, 1998).

Движение от замаха до контакта с мячом

1
. Агасси сохраняет отличную позу и баланс (смотри рисунок г).
2. Короткий замах завершен, и Агасси так ориентирует свое тело на корте, чтобы оптимизировать процесс соударения струнной поверхности ракетки с приближающимся мячом, который, судя по всему, отскочил на уровень пояса.
• Агасси обладает одним из самых компактных в современном теннисе замахов. То, что спортсмен выполняет очень большой изгиб и разворот тела на подготовительной стадии удара, дает ему возможность провести достаточно мощный удар даже
при таком коротком замахе.
• Агасси демонстрирует отличное динамическое равновесие, несмотря на то, что в самый ответственный момент удара он оторвался от поверхности земли или же обладает минимальным контактом с ней в момент времени, предшествующий со
прикосновению струнной поверхности ракетки с мячом.
• Обратите внимание на то, как он взрывным движением устремился вверх и вперед на мяч за счет резкого толчка отставленной назад ноги и в то же самое время совершает очень энергичный разворот туловища (рисунок е). Это движение отрывает Агасси от поверхности земли и переносит вес его тела вперед.
3. Агасси не меняет положение головы. Его взгляд сосредоточен на точке предполагаемого контакта струнной поверхности ракетки с мячом.
4. Обратите внимание на то, насколько мало изменилось положение головы спортсмена на протяжении всего удара.

Серена Уильямс выполняет прием подачи


Основные элементы проводки

1. Заметен очень сильный разворот туловища с соответствующим движением ракетки. Обратите внимание на то, насколько быстро Агасси совершил движение, обратное первоначальному развороту тела, и насколько быстро вращалась вокруг туловища ведущая рука с ракеткой (изображение ракетки на рисунке д немного
«смазано»). Результатом этого является то, что проводка заканчивается сбоку (смотри рисунок е).
2. Пока спортсмен завершает выполнение удара, ракетка продолжает движение, как будто бы оборачиваясь вокруг его шеи. Начиная с этого момента теннисист немедленно начнет фазу возвращения и подготовки к следующему удару.
3. Агасси продолжает сохранять превосходное динамическое равновесие.
Относительно небольшой объем данной книги ограничивает наши возможности более подробно обсудить прием подачи бекхендом, хотя в общих чертах его можно себе представить как зеркальное отражение форхенда. Несмотря на то, что этот удар чаще всего выполняется в открытой стойке при мощной подаче, сделанной противником, в тех случаях, когда имеется достаточно времени на подготовку ответа, обычно используется полуоткрытая позиция.
Прием подачи слева двумя руками
Одно из самых заметных изменений, которое произошло в теннисе на протяжении последних 20 лет, состоит в появлениии и развитии удара слева двумя руками. Каждое поколение видело игроков с агрессивным ответом слева на подачу противника. Джимми Коннорс поднял истинное значение агрессивности ответа на подачу противника на новый уровень. Так что современные, очень впечатляющие удары, а именно: ответы двумя руками слева на подачу противника, являются скорее правилом, чем исключением. С целью пояснения основных особенностей выполнения данного удара мы выбрали победителя Открытого чемпионата США 1999 года Серену Уильяме.

Элементы подготовительных движений
1. Уильяме только что приземлилась после разножки и поняла, что мяч летит влево от нее (смотри рисунок а).
2. Обратите внимание на превосходную стойку спортсменки на корте, при которой ее плечи и спина выпрямлены почти вертикально.
3. Позиция с разнесенными довольно широко ногами и хорошее их сгибание дает Уильяме возможность почти мгновенно получать энергию отдачи от поверхности опоры, необходимую для быстрого выполнения первого шага.
С точки зрения биомеханики, ясно, что относительно меньшее расстояние от тела спортсмена до предполагаемой точки контакта с мячом при выполнении удара слева двумя руками позволяет развивать более высокую скорость ракетки и быстрее перемещать ракетку в положение для удара.
Уменьшение числа сегментов тела, которые действуют независимо друг от друга при выполнении удара слева двумя руками (случай, когда различные сегменты совершают совместное движение), делает процесс подготовки к выполнению удара более простым по сравнению с процессом подготовки удара одной рукой (при котором различные сегменты тела работают последовательно).

Элементы замаха
1. Уильяме делает шаг левой (находящейся ближе к наблюдателю) ногой слегка за пределы игрового поля, ограниченного линией корта. Такой шаг можно противо поставить шагу вдоль линии корта (смотри рисунок 6).
2. Она выполнила быстрый разворот плеч, начиная таким образом подготовку ракетки к удару.
• Быстрое движение плеча, выдвинутого вперед, в сочетании с подготовкой удара в открытой стойке создают условия для «нагружения» передней области плеч спортсменки. Это является одним из секретов успешного выполнения приема подачи
противника. В данной стойке Уильяме может успешно противостоять очень мошной подаче противника, а также выполнить сильный удар.
• Обратите внимание, каким образом левая нога согнута в коленном суставе. Левая нога готова усилить стремительное перемещение спортсменки по направлению к мячу.

Элементы движений от замаха до контакта с мячом

1. Уильяме сделала полный, хотя и довольно компактный замах ракеткой назад (смотри рисунок в).

2. Она держит ракетку западной левой хваткой (для левой руки), что позволяет установить точку контакта струнной поверхности ракетки с мячом на различной высоте. Восточная хватка, которую применяет Уильяме для правой руки, может и не позволить ей достать мяч на таком удалении по фронту, которое было бы доступно с более континентальной хваткой (смотри рисунок г).
Исследования показали, что большинство наиболее известных мастеров ракетки используют западную хватку руки, находящейся снизу, и континентальную или восточную правую хватку руки, расположенной сверху. Оказалось, что различия в хватках ракетки, которые применяют эти теннисисты, определенным образом влияют на взаимодействие обеих рук. Теннисисты, которые приняли на вооружение более западную хватку ракетки, в большей степени вовлекают в процесс выполнения удара локоть и запястье расположенной внизу руки. В противоположность этому те теннисисты, которые используют восточную хватку ракетки, отличались тем, что их руки были значительно менее согнутыми в локтевых суставах.

Элементы проводки

1. Уильяме совершила довольно широкое движение ракеткой в процессе удара по мячу, несмотря на это, она все еще продолжает перемещать ракетку вперед, к границам допустимой зоны удара (смотри рисунок д).
2. Окончание удара: Уильяме наглядно демонстрирует свой атлетизм, отличную физическую подготовку, поддерживая динамическое равновесие в процессе приспособления своих движений к условиям приема довольно трудной подачи, в конце
которой она оказалась в коридоре для парной игры.

Заключение

Знание биомеханических принципов имеет решающее значение для успеха на корте, позволяя теннисисту или его тренеру решать, какую характеристику игры необходимо изменить, а какую - оставить без изменения. Данная глава дает теоретическую основу для обоснования игры в теннис. Будучи творчески переосмысленной и увязанной с вашими индивидуальными предпочтениями, она повысит ваши шансы на успех.